(13 января 2015)В XIX веке был сделан большой прорыв в области антропологии и этнографии. В то время сотни учёных и любителей работали над изучением народов в рамках научных обществ. Одним из авторитетнейших обществ как в России, так и за рубежом было Казанское общество любителей археологии, истории и этнографии. Ныне Казанский университет продолжает его традиции.
Современные ассирийцы – потомки народа, который создал могущественную Ассиро-Вавилонскую империю, сыгравшую важную роль в историческом процессе. Этот вклад был настолько велик, что их родину, Месопотамию (современный Ирак), называют колыбелью цивилизации. Непосредственными предками современных ассирийцев являются говорившие по-арамейски жители Ближнего Востока, принявшие в I веке христианство, которое и стало играть роль первоочередного этноконсолидирующего фактора. На протяжении более двух с половиной тысяч лет этнос не имеет связи со своей исторической родиной, и за это время оказался развеян по всему миру, что с трудом представляет возможным компактное проживание ассирийцев на определённой территории.
Однако ассирийцы проявили необыкновенную стойкость против ассимиляции: на протяжении многих веков они сохранили свою национальную и духовную самобытность, находясь в иноэтничном окружении.
Исследование групп, находящихся в этническом меньшинстве, является актуальной проблемой на сегодняшний день, поскольку данные группы активно подвергаются языковой и культурной ассимиляции; у них нарушаются горизонтальные и вертикальные трансмиссии этнокультуры. Все эти процессы отражаются на специфике этнического поля и требуют тщательного изучения специалистов.
В древнейшие времена область их господства ограничивалось страной к востоку от Тигра. Эта местность представляет особую плоскую возвышенность, ограниченную с севера горами Армении, а с юга нижним Забом, притоком Тигра. Главным городом ассирийского объединения был Асур, длительную историю насчитывает и город Ниневия. Оба города расположены на реке Тигр. Ассирия, как и Вавилония, обязана своим естественным богатством протекающим под ней водным потокам, значение которых усиливалось искусственной канализацией.
Описания сохранили образ ассирийцев как народа преимущественно воинственного. Высокие, крепкие по виду, преданные войне и охоте, мастера в военном искусстве и в постройке крепостей, они часто принимали участие в сражениях и битвах. Древнейшие исторические свидетельства об Ассирии восходят к XIX веку до н. э., но достоверные сведения о событиях её истории мы имеем лишь начиная с пятнадцатого столетия. С IX в. до н. э. начинается стремление ассирийских царей к всемирному господству, приведшее Вавилонию в непосредственную зависимость от Ассирии, продолжавшуюся до самого падения Ассирийского царства. К этой эпохе относится владычество могущественных Саргонидов, любителей роскоши и богатства. Ассирийцы находились также в постоянном политическом и культурном взаимодействии со своими западными соседями арамеянами, так что некоторые черты ассирийской культуры могут быть объяснены арамейским влиянием. И всё же главные основания её были заимствованы из Вавилонии. В искусстве ассирийцы превзошли своих учителей. Великолепные архитектурные памятники и скульптурные произведения времён Саргонидов служат несомненным доказательством высокого уровня развития, достигнутого за короткий промежуток времени.
Ассирийцы в Персии |
Ассирийцы, переселившиеся в Россию в 1914-1918 гг., осели преимущественно в городах, занимаясь главным образом мелкой торговлей (как правило, выходцы из Ирана) либо ремонтом и чисткой обуви (выходцы из Турции). Сравнительно небольшая часть ассирийцев, поселившаяся в сельской местности, занималась земледелием. На сегодняшний день среди ассирийцев г. Казани распространены различные профессии, есть интеллигенция, но значительная часть работает в киосках по ремонту обуви. Этим занятием ассирийцы, бывшие прежде всего сельскими жителями, занялись вынужденно и, как полагали, временно. Изначально работали исключительно мужчины, но уже в 1930-х годах к ним присоединились женщины. В отличие от таких городов, как Москва и Санкт-Петербург, где чисткой обуви занимается вот уже третье поколение местных ассирийцев, в г. Казани в последнее время социальная структура стала заметно меняться: велика доля людей, получивших высшее образование. Появилась прослойка, занимающаяся коммерцией. Ассирийцы удачно демонстрируют возможности адаптации своих хозяйственных традиций к меняющейся экономике.
Современные ассирийцы говорят на северо-восточных новоарамейских языках, входящих в семитскую семью. В местах своего исконного проживания почти все ассирийцы были двух- трёх-, а иногда и четырёхъязычны, владея помимо своего родного наречия языками окружения – курдским, арабским, персидским и/или турецким. В диаспоре многие перешли на языки нового окружающего населения. Во втором-третьем поколении многие ассирийцы уже не знают своего материнского языка, в результате чего многие новоарамейские языки находятся под угрозой исчезновения.
Константинопольский ассириец, |
Так распорядилась судьба, что ассирийцы развеяны по всему миру, они разделяют судьбу тех народов, среди которых проживают немногочисленные ассирийские общины. Именно так и протекала жизнь ассирийцев в Татарстане, куда представители этого народа начали прибывать с 1915 г. Ассирийцы были необразованны, не знали русского языка. Для того, чтобы у них были средства к существованию, указом «всесоюзного старосты» Михаила Калинина им были выданы сапожные щетки. Так обувное ремесло стало основным промыслом народа в северных регионах страны. На юге, помимо этого, занимались земледелием и изготовлением сладостей. Стоит заметить, что в Казани чистка и ремонт обуви остаются промыслом ассирийцев и по настоящее время. В 1933 г. в Казани ассирийцами-чистильщиками обуви была создана рабочая трудовая артель сапожников «Обувь».
Практически нет ни одной ассирийской семьи в Татарстане, которая не пострадала бы во времена сталинских репрессий. Почти каждая из сорока семей, проживающих в республике, имела репрессированных родственников. В годы Второй мировой войны ассирийцы сражались в рядах Красной Армии против фашизма. В последующие годы вместе со всем советским народом покоряли целину и строили БАМ, жили мифом о «светлом будущем».
Особенность ассирийской диаспоры, живущей в г. Казани, определяется её малочисленностью и тем жизненным укладом, который передался казанским ассирийцам от их предков. Этот уклад характеризуется патриархальностью жизни, которая сегодня определяется главным образом в семейных отношениях. Уважение к старшим, чёткое распределение ролей: мужчина здесь всегда глава семьи, женщина – хранительница очага и воспитательница младшего поколения. Кроме того, сохраняется до сих пор и передаётся детям осознание принадлежности к тому или иному роду.
Живущие в Казани ассирийцы, как правило, уроженцы этого города. Встречались и такие люди старшего поколения, которые переехали из Ирана. Важно то, что все они осознают себя частью своего народа, имеют чётко выраженную этническую идентичность, хотя многие говорят о процессах ассимиляции и исчезновении численно малых этнических групп.
Наши интервью проходили, как правило, на рабочих местах (это часто были киоски по ремонту и чистке обуви). Налицо стигматизация из-за стереотипного мышления – окружающее население зачастую считает ассирийцев «нацией обувщиков», в то время как среди них есть и учёные, и врачи, и дипломаты и т.д. Многие наши респонденты полагают, что их дети должны иметь обязательно высшее образование. Особое внимание в нашем разговоре уделялось проблеме профессиональной ориентации и трудовой мотивации. Большинство высказали удовлетворение своей работой! На вопрос «Как вы нашли нынешнюю работу, кто помог Вам советом с устройством на данное место работы?» большинство людей выбрало ответ «Родственники» (традиция). Тесные родственные связи, переплетающие все племена и роды казанской диаспоры, уважительное отношение к памяти предков, единство профессиональной деятельности, корпоративность обуславливают феномен стойкости этого небольшого в численном плане этноса к ассимиляционным процессам, которые в современном обществе происходят с большой интенсивностью.
Влияние современной массовой культуры не обошло стороной и молодое поколение ассирийцев в Казани. Они получают высшее образование в учебных заведениях, черпают знания из источников массовой информации (телевидение, радио, Интернет, пресса). Что интересно, несмотря на наличие высшего образования, молодые люди настроены продолжать работать в том числе и обувщиками.
Ассирийская церковь в Мосуле |
Таким образом профессиональная структура ассирийцев характеризуется специфическими чертами: доминируют две группы: занимающиеся чисткой/ремонтом обуви и занятые в сфере обслуживания/торговли. Престижность труда обувщика не очень велика, но многие считают, что наиболее перспективным видом деятельности является сохранение традиционных занятий мелким ремеслом.
Положение ассирийского языка в среде его носителей представляется на сегодняшний день достаточно сложным. Люди, знающие ассирийский язык на бытовом уровне, составляют 10% от всей численности общины. Мало кто владеет грамматикой языка, умеет писать и читать на нём. Владеющие языком – это, как правило, люди старшего поколения. Однако практически все наши собеседники считают своим родным языком ассирийский, хотя встречались и те, которые считают родным русский язык. Ассирийцы между собой предпочитают говорить всё же по-русски.
Фольклорный коллектив «Ниневия» (рук. — А. Георгизова) Национально-культурной автономии ассирийцев Кубани «Хаядта» |
Религиозный фактор для ассирийцев играет существенную роль в оформлении этнического самосознания. Люди стараются посещать церковь не только по праздникам, но и каждую неделю. Отмечаемые ассирийцами праздники выполняют важнейшую функцию в поддержании внутриэтнической стабильности, являясь одним из существенных факторов этнической идентичности. Помимо общехристианских (Рождество, Пасха) празднований, ассирийцы устраивают праздники в честь таких особо чтимых в их среде святых, как Мар-Геваргиз, Блаженный Мар-Зая, Мар-Давид, Богородица, а также собственно национальные праздники, имеющие светский историзованный характер (Мар-Геваргиз, Калу-Сулака). Также в ассирийской среде соблюдаются религиозные обряды – венчание, крещение, причастие. Как правило, они сопровождаются общими застольями, песнями, танцами.
Праздник Мар-Зайя празднуется в январе и июне. Мар-Зайя – это ассирийский святой, имеющий такой же статус, как Николай Чудотворец у православных. Нам рассказали историю, которая произошла в одной из разрушенных церквей Курдистана. У американского родственника одной женщины из казанской общины была обнаружена болезнь крови. Врачи от него отказались. К нему пришло видение, что ему надо ехать из Чикаго в Курдистан к маленькой заброшенной церкви в горах. Человек приезжает в Курдистан, проходит через воюющие курдские деревни, находит эту церковь. Он три дня ночует в этой церкви. Через полгода после поездки врачи фиксируют полнейшее исцеление. Американец-ассириец снял документальный фильм по этому поводу, копию которого прислал в том числе и в Казань.
1 апреля празднуется ассирийский Новый год (Ха б-Ниссан). В древности ассирийцы праздновали Новый год 12 дней и 12 ночей, но основной упор делался на период с 31 марта на 1 апреля. Как и мусульмане, празднующие в это время Науруз, на праздник проращивают пшеницу. Это древняя ассирийская традиция, которой уже более двух с половиной тысяч лет. 27 августа празднуют Мар-Ншалъ. В Казани в основном живут ассирийцы племени джильваи из большого района Алсан. В этой местности было высоко влияние святого Мар-Ншалъ. 26 сентября отмечают воздвижение Креста Господня, а 1 октября – Мар-Шалита.
Вспоминая обычаи, описывают такой обряд в сельской местности: «На Рождество собирались мужчины толпой и ходили в дома, благословлять – это в первый день, а на второй день, таким же образом, ходили женщины». Есть интересные обычаи, связанные со свадьбой. Например, на свадьбу дарят ёлку, украшенную фруктами, конфетами. Под ёлку кладут шампанское для жениха и платок для невесты.
Мало кто знает народные песни и танцы, старинные обрядовые свадебные действа и соблюдает их. Из народных музыкальных инструментов в основном знают зурну (дудка), долу (барабан), тулазурку. В домах предметы традиционного быта и культуры встречаются редко. У некоторых есть книги на ассирийском языке и книги по истории и культуре народа. Некоторые ответили, что знают от своих бабушек народные песни и стараются исполнять их на праздниках. Почти в каждом киоске можно увидеть маленькие иконки на полках и общие фотографии общины – таким образом визуальное сопровождение единства общности сопровождает человека повсюду.
Ассирийцы в национальных костюмах на свадьбе (Чикаго, США) |
В ассирийских семьях сохраняются рецепты приготовления блюд, их названия, предпочтения в их употреблении, их стараются готовить не только по праздникам, но в будние дни. Ещё в древние времена скотоводство стало источником разнообразных молочных изделий, в основном сыров, а также кисломолочных продуктов. Один из респондентов поделился рецептом приготовления острого кисломолочного блюда сыппуры. Распространены такие блюда, как пухан (ритуальное ассирийское блюдо, готовится в третий день ассирийского поста «Баута д-нинвае»), кядьг (мучное блюдо), хасыда – сладкое блюдо, дохва – первое мясное блюдо, катны – первое блюдо из молока, джаджиррун – блюдо из творога и др. Ассирийцы любят фрукты, овощи. Из напитков более всего предпочитают чай. Ассирийская кухня располагает разнообразными по составу блюдами, отличается сложной, богатой, тонкой вкусовой и ароматической гаммой. Таким образом, национальная кухня ассирийцев – один из наиболее устойчивых элементов этнической культуры.
Богослужение в ассирийской церкви |
В отдельных местах ассирийцам запрещалось давать детям национальные имена, чиновники по своему усмотрению давали им арабские, персидские или иные мусульманские имена. В Казани среди респондентов мы встретили такие запоминающиеся имена, как Сусанна, Ландан, Слива, Алекс, Сурен, Эльвис, Шура, Феликс.
Казанская ассирийская общественная организация ведёт действительно подвижническую деятельность для сохранения своей общности, языка и традиций. В Татарстане издается журнал – Ассирийское национально-культурное обозрение «Бара» («Свет»), создан сайт в Интернете «Центральный ассирийский ресурс» («ЦАРь»). Кроме того, Татарстанская ассирийская национально-культурная автономия является активным участником многих проводимых в г. Казани и Республике Татарстан крупных массовых мероприятий.
Ассирийцы (самоназвания – атураи, сураи, встречаются также названия айсоры, суриани, сиро-халдеи, сирийцы) – народ, происходящий от древнего населения Передней Азии.
См., например: Данилова Е.Н. Деятельность Всероссийского Союза ассирийцев в 20-30-е годы XX в. / Е. Н. Данилова // Этнографическое обозрение. 2005. № 2. С. 107-119.