Гимн Ассирийцев
История и культура
Ассирийцы (айсоры, самоназвание — атурая) — потомки древних ассирийцев – населения Царства Ашшур II – сер. I тысячелетия до н.э.Общая численность в мире – более 350 тыс. чел. Этническая группа не имеет собственной государственности. Живут в Российской Федерации, Ираке, Иране, Турции, Сирии, в Закавказье, США и др. Относятся к индо-средиземноморской расе большой европеоидной расы.
Язык – ассирийский (новосирийский, новоарамейский), распространены также арабский, персидский, русский, грузинский, армянский и азербайджанский языки. Письменность – на основе сирийской графики.По вероисповеданию ассирийцы – христиане разных направлений (православные, несториане и др.). Значительная часть ассирийцев, отказавшись принять ислам, была физически уничтожена в XIV в. Тимуром, а также в начале XX в. турками, в ходе армянских погромов.В России в настоящее время более 92% проживают в городах, более половины считают родным язык своей национальности; остальные – в основном русский.
Ассирийский крест.Прошлое и настоящее.
Как справедливо заметил ученый-этнолог Семен Козлов, при упоминании Ассирии и ассирийцев большинство из нас вспомнит либо «виденные когда-то в музее или в школьном учебнике могучих крылатых быков и глиняные таблички, на которых причудливыми клиньями написано что-то загадочное», либо «самого носатого, самого коричневого ассирийца» из «12 стульев», который чистил сапоги на углу Тверской и Камергерского переулка в Москве. Между тем один из самых древних народов Земли на протяжении многих тысячелетий бережно хранит свою богатую историю. И не только в Ираке, Иране, Сирии, США, где давно существуют ассирийские диаспоры, но и у нас, в Татарстане!
Хранительница креста
Валентина Эльясовна Михайло для ассирийской общины Казани человек очень важный. Она является хранительницей особого креста, привезенного из США, освященного в Ассирийской Церкви. А для небольшой казанской диаспоры (146 человек согласно переписи 2002 года) любая вещь, связывающая с верой и жизнью предков, бесценна! Тем более что крест этот имеет очень интересную историю…
СПРАВКА
Ассирийцы — древнейший народ, внесший огромный вклад в нашу цивилизацию. Именно в Древней Ассирии и Вавилоне стали делить год на 12 месяцев, неделю на 7 дней, час на 60 минут, а минуту на 60 секунд. Уже 3400 лет назад древние ассирийские музыканты пользовались семизвуковой гаммой и сочиняли романсы (в 1975 году профессора Калифорнийского университета расшифровали глиняную табличку с нотами!)Древним ассирийцам мы обязаны и за изобретение солнечных и водяных часов.При том, что Ассирийское царство пало в 612 году до н.э. и уже более двух с половиной тысяч лет ассирийцы не имеют своего государства, этот народ не ассимилировал, не растворился, а сохранил свою веру, культуру и язык. Тот самый арамейский, на котором Иисус Христос общался со своими учениками и который мы слышали в фильме Мэла Гибсона «Страсти Христовы», звучит и сегодня в устах ассирийцев.
Роль истории в личности
Ассирийцы в Казани живут с начала ХХ века. А сама Валентина Эльясовна приехала сюда с отцом из Ирана в 1969 году, когда ей было 15 лет. Ее дед с семьей оказались в России в период Первой мировой войны. Ассирийцы, жившие тогда на территории Турции, выступили на стороне России против Османской империи, чем вызвали такой гнев Османа-паши, что 500 тысяч человек были уничтожены, а 50 тысяч, которые спаслись, вынуждены были бежать в Россию. Многие из этой волны беженцев погибли в пути…
Но и для тех, кто сумел добраться, Россия оказалась горнилом страданий. Ассирийцы, как и многие другие народы, испытали на себе всю тяжесть сталинских репрессий. Отец Валентины Эльясовны в 1938 году благодаря своему иранскому паспорту был депортирован в Иран. Многие другие ассирийцы, у которых такого паспорта не было, отправлялись на Соловки.
В Иране отец Валентины сумел устроиться на работу в посольство СССР, был переводчиком и водителем, но только до тех пор, пока шах Ирана не поставил ультиматум покинуть страну в течение 24 часов…
Так 15-летняя Валентина транзитом через Армению оказалась в Казани.
Сон Андреуса
— Эта история связана с одним ассирийцем по имени Андреус, — Валентина Эльясовна бережно разворачиает белоснежную вышитую ткань, в которой хранится немалых размеров крест. — Врачи поставили Андреусу диагноз «рак желудка» и сказали, что вылечить его невозможно!История исцеления Андреуса из Калифорнии тесно связана с появлением Ассирийского креста в Казани.
Свой рассказ женщина начинает издалека. В комнате, выделенной ассирийской общине в Доме дружбы народов Татарстана, где мы встретились, чтобы посмотреть на крест, — еще несколько представителей диаспоры. Я уверен, что все они очень хорошо знают эту историю, тем не менее слушают очень внимательно.
— Я знаю Андреуса через моего двоюродного брата Авитера, — продолжает Валентина, — они оба живут в Америке, в Калифорнии. И вот однажды Андреусу приснился сон. Он увидел человека в белом одеянии, который сказал, что его зовут Зайя, а потом произнес: «Если ты поднимешь мой дом, то я тебя подниму!» Он сначала не понял и не придал значения, но потом сон повторился.
СПРАВКА
Несторианство — особое направление христианства, историческая религия ассирийцев. Вера в жизни этого народа играет огромную роль, считается, что они одни из первых приняли христианство. Согласно традиции один из трех волхвов, пришедших поклониться новорожденному Иисусу Христу, Валтасар, был ассирийцем. Так же существует предание, что древний царь Абгар V Укама (Оккам), которого ассирийцы считают своим (государство Осроэна), состоял в переписке с Иисусом Христом, получил от Него исцеление от чумы для себя и своего народа и ему Христос подарил плат, на котором запечатлен лик Спасителя.
Расцвет несторианской церкви приходится на средние века. В XIII веке она объединяла 25 митрополий и 130 епископий от Средиземного моря до Тихого океана. Интересно, что именно ассирийцы — два несторианских монаха — в середине VI века вынесли в своих посохах грены тутового шелкопряда из Китая (что суровейше было запрещено законами Поднебесной империи) и доставили их в Константинополь, положив тем самым начало разведению шелкопряда в Византии, что означало конец монополии китайцев на производство шелка.
Ветхозаветная история ХХ века
Валентина Эльясовна рассказывает эту невероятную историю, и порой кажется, что события происходили не в 20-м веке, а в ветхозаветные времена, когда чудеса и видения были обычным делом.
— Когда Андреус стал делиться тем, что с ним происходило, — продолжает рассказчица, — люди из общины сказали, что в Курдистане, в горах на территории Турции, есть Ассирийская церковь блаженного Мар Зайи (Мар Зайя — святой, особо чтимый среди ассирийцев). Во время геноцида 1914 года деревня, в которой стоит церковь, была оставлена, а храм частично разрушен…
Тогда Андреус обратился к главе Ассирийской Церкви — патриарху Мар Шимуну. С 766 года резиденция патриарха находилась в Багдаде, но в 1933 году, после прекращения английского мандата, власти Ирака лишили патриарха Мар Шимуна XXIII гражданства и выслали его из страны. Резиденцию вынуждены были перевести в США.
— На этой встрече с патриархом Андреус и узнал, что есть человек, который жил в той деревне, — продолжает Валентина Эльясовна, — это ассириец, глава рода Джильваи, ему уже больше 90 лет, и сейчас он живет в Калифорнии…
Сон позвал в дорогу
Разузнав, как добраться до деревни, Андреус и брат Валентины Авитер решили отправиться в Турцию, чтобы отыскать церковь блаженного Мар Зайи.
— Эта деревня находится на территории, где живут курды, — поясняет ассирийка. — Проводник-турок довел их до гор и, передавая проводнику-курду, сказал по-турецки: «Делайте с ними, что хотите!» Он ведь не знал, что они все понимают, потому что Андреус с моим братом всю дорогу только на английском разговаривали…
Чтобы подняться к деревне, путешественникам пришлось пересесть на мулов.
— И вот когда уже приближались к церкви Мар Зайи, они стали с курдом по-турецки разговаривать, — продолжает Валентина, — и оказалось, что бабушка этого проводника -ассирийка, которую в 1914 году выкрали. И еще оказалось, что в деревне один человек, мусульманин, курд, хранил церковь все это время, ведь блаженного Мар Зайю и мусульмане почитают!
Детский хор Ассирийской Церкви
Блаженного Мар Зайя в Калифорнии (США)
СПРАВКА
Несториане активно контактировали с основателем Ислама — Мохаммедом. Есть сведения, что в 628 году ассирийский патриарх Ишуягв (Ишо-Яб) II встречался с пророком и рассказывал ему о Христе, а Мохаммед, в свою очередь, дал патриарху охранную грамоту, которая на протяжении многих веков не только спасала ассирийцев от преследований, но и позволяла им занимать важные посты в эпоху арабских завоеваний.
После своего визита Ишуягв II прислал к Мохаммеду несторианского монаха Сергия, и считается, что именно рассказы Ишуягва II и Сергия об Иисусе Христе отразились в Коране, где описывается пророк Иса.
Намоленное место
Когда мужчины достигли цели своего путешествия, они не могли сдержать слез!
— Они остались ночевать в полуразрушенной церкви, — взволнованно рассказывает женщина, — а утром увидели, как солнце, сквозь особое окно в крыше, осветило алтарную часть именно в тот момент, когда должна была начаться служба!
Паломники помолились, освятили ладан и взяли немного земли с того места, где был алтарь.
— После этого путешествия Андреус полностью исцелился, — утверждает Валентина. — А земля, которую они привезли, была положена в основание новой церкви блаженного Мар Зайи, которую построили в Модесто, в Калифорнии!
Модесто — Казань
— Валентина Эльясовна, а как эта история связана с крестом? — спрашиваю я.
— В 1992 году, когда я приехала в Америку, — поясняет собеседница, — церковь Блаженного Мар Зайи была уже построена. — Валентина показывает фотографии нового храма. — Услышав эту чудесную историю, я набралась смелости и обратилась к священнику с просьбой: «А нельзя ли мне купить какой-нибудь крест у вас, чтобы его освятили здесь, в этой церкви? А то ведь у нас в Казани нет ничего от нашей веры…»
Когда священник умирает, его богослужебный крест сдается в архив, и вот один из таких крестов передали Валентине Эльясовне. Раньше он принадлежал священнику по имени Мар Йосеп, он с этим крестом провел множество служб и в Ираке, и потом, когда вынужден был приехать в США.
— Мне все там сказали: «Надо же, какая ты счастливая, как тебя батюшка пожалел», — говорит хранительница креста, — а я им: «Я же не для себя, я для своих ассирийцев в Казани просила!»Сегодня ни один ассирийский религиозный праздник не обходится без поклонения этому кресту. И мне кажется, что благодаря именно такому трепетному отношению к вере и истории предков ассирийцы не исчезли как народ, несмотря на отсутствие государства, ужасные преследования и постоянные переселения с места на место…
Роман УСАЧЕВ
Фото Наталья ВЯТКИНА и из семейного архива Валентины Михайло