Беседа наша во время прогулки по проспекту носила довольно сумбурный характер и, в основном, состояла из вопросов друг к другу: «Как у вас говорят?.. Как у вас называют?.. Как вы произносите?…». Потом мы поехали в квартал Кукия, или, как его называют старые тбилисцы, Айсоребис урбани (район ассирийцев). В нем проживают (напомню читателям, что встреча это произошла девять лет назад – В. Х.) примерно 150 ассирийских семей, в том числе и семьи моих новых знакомых. Беседа стала более упорядоченной.
— Сколько всего на свете ассирийцев?
— Во всем мире живут более четырех миллионов ассирийцев. На территории СНГ (в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае), Грузии, Армении, Азербайджане, Казахстане, Украине — примерно 70 тысяч.
— В каких странах живут ассирийцы и какая из общин самая большая?
— Самая большая община живет на земле наших предков – в Месопотамии, на территории современного Ирака. Ассирийцев там свыше миллиона человек. Часть из них расселена на севере страны, недалеко от Мосула, где когда-то находилась столица Ассирийского царства Ниневия, но большинство – на юге. Около миллиона ассирийцев живут в Сирии – многие сильно арабизированы. Кстати, один из основателей сирийской партии БААС Мишель Афляк был ассирийцем, христианином. В США живет до полумиллиона ассирийцев. Есть общины во Франции, Бельгии, Швеции…
— Весь ваш народ исповедует христианство?
— Да. Есть православные ассирийцы, есть католики, но большинство – несториане.
— Существуют ли всемирные организации, объединяющие ассирийскую диаспору?
— Существуют. Наша организация входит во Всемирный альянс ассирийцев, Его генеральный секретарь, бывший американский сенатор от штата Иллинойс Джон Нимрод недавно посетил с визитом Грузию. Активно работает в Альянсе и конгрессмен от штата Калифорния Анна Ишо. Недавно в Испании прошел 33-й съезд этого объединения.
— Какие задачи ставят перед собой международные ассирийские организации?
— Сейчас во всем мире идет консолидация ассирийского народа. Поэтому главные текущие задачи – изучение языка, традиций, истории. Об этом много говорили на съезде в Испании. Но в исторической перспективе главная наша цель – возвращение ассирийцев на историческую родину.
— Ассирийский «сионизм»? В таком случае Ираку придется потесниться…
— Наши старики говорят: «Берите пример с наших братьев-евреев». В Ираке существуют ассирийские политические партии. Например, Ассирийское демократическое движение. Его возглавляет Юнатад Кяна. На последнем съезде в Испании Альянс призвал эту и другие партии к сотрудничеству. Ассирийское демократическое движение входит в единый блок с Демократической партией Курдистана и Курдским демократическим движением. Этот блок находится в оппозиции к режиму Садама Хусейна (еще раз напоминаю читателям, что интервью я брал в 2001 году – В. Х.). Он имеет и свои военные формирования, в том числе ассирийские, которые ведут борьбу с тоталитарной властью. Сегодня ассирийские отряды контролируют районы компактного проживания своих соплеменников – вокруг Арбиля (нашего древнего города) и Дохука. Интересно, что министр иностранных дел Ирака Тарик Азиз – ассириец. Есть ассирийцы в парламентах Ирана и Сирии.
— От событий сегодняшних дней перейдем к делам давно минувшим. Куда вы – ассирийцы – увели десять израильских колен?
— Наша версия этого почти трехтысячелетней давности события такова: пленные евреи смешались с ассирийским народом, приняли его веру. Но случалось и ассирийцам принимать иудаизм. Елена, царица эллинистического государства Адиобена со столицей Арбиль, стала иудейкой. Один из великих ассирийских писателей и ученых носил имя Бар-Эбрей, что означает «Сын еврея». Семитские народы, а мы с вами к ним принадлежим, сильно перемешались… Во времена арабских халифов евреи и ассирийцы занимались одним и тем же – были учеными, врачами, банкирами, ремесленниками, советниками власть имущих. В те времена мы конкурировали друг с другом. Но евреи и христиане Востока вместе страдали от притеснений мусульман. Нас заставляли носить на шее огромные, полуметровые кресты, а евреев – изображение бычьей головы больших размеров. На Востоке стали метить одежду христиан и евреев. «Желтая звезда» – мусульманское изобретение. Наши исторические пути и судьбы очень похожи.
— Кому поклонялись ассирийцы до принятия христианства?
— Само название – Ассирия — происходит от имени бога Ашшура, Кроме него, у наших предков был еще целый сонм богов. Трое из них – Анну, Эйя и Энки – олицетворяли Землю, Небо и Подземное царство. Еще была богиня Иштар, или Эстер. И сегодня у ассирийцев встречается имя Эстер – так же Исраэль (Исро), Давид, Эммануэль и т. д. Ашшуру древние ассирийцы поклонялись еще примерно шесть-семь веков после разгрома Ассирийского царства, вплоть до первого века нашей эры и принятия христианства.
Существует интересная легенда о том, как ассирийцы приняли христианство. Царь города Урхе (Эдесса) Авгар в 31-32 году новой эры написал письмо Иисусу. В нем правитель просил прийти проповедовать в город, а также вылечить его от проказы. Иисус ответил царю, что должен проповедовать среди евреев – народа Божьего, но пришлет в Урхе своего ученика. Слуги Авгара нарисовали изображение Иисуса. Взглянув на него, царь излечился. С этого времени, примерно с 32 года новой эры, ассирийцы приняли христианство. Ассирийская церковь считает своим основателем святого Фому.
— Расскажите, пожалуйста, о трагедиях ассирийского народа в 1914-1916 годах и в 1933 году.
— До 1916 года ассирийцы компактно проживали на территории современных государств: Турции, Ирана и Ирака. Часто в тех же районах, в которых селились и армяне. С 1914 года турки и курды начали громить христианское население. По приблизительным данным, было вырезано примерно полмиллиона ассирийцев. Убивали всех – женщин, стариков, детей. После этих событий ассирийцы разбежались по всему свету… Те, кого спасли русские войска, оказались в Грузии, Армении и Азербайджане. Затем часть беженцев перебралась в Россию. Следует отметить, что сегодня ассирийские организации ведут упорную борьбу за то, чтобы мир признал факт геноцида нашего народа в 1914-1916 годах.
… Покинув горы Турции и Ирана, десятки тысяч ассирийцев направились в Месопотамию. Они создали боевые отряды «Леви», которые воевали на стороне англичан. Британцы использовали их в своих целях – отняли у Турции богатый нефтью Мосульский вилайет и присоединили его к искусственно созданному государству – Ирак. Ассирийцам, как и курдам, англичане обещали содействовать в возрождению национальной государственности. Но, говоря современным сленгом, «кинули» и тех, и других.
Нас «кормили» обещаниями до 1933 года. В этот момент мы были уже никому не нужны. Иракская пресса начала подстрекать народ к погромам. Наш патриарх Мор Шимон Ишайя приехал в Багдад и был задержан. В это же время иракские войска устроили резню в мирных ассирийских деревнях на севере страны. Снова погибли тысячи людей. Иракцы постарались скрыть от мировой общественности эти страшные события. Седьмого августа ассирийцы во всем мире отмечают День ассирийского мученика (Йома саадид Атурая). После 1933 года ассирийцы оказались лишними на своей земле. Был даже план переселить всех нас в Бразилию…
— Нас пытались переселить в Уганду…
— Если в древности и в средние века истории наших народов часто пересекались и переплетались, то на территории СССР в двадцатые и тридцатые годы они практически одинаковы. Большинство ассирийцев – как и евреев – с радостью приняли революцию. Но с конца двадцатых годов началось наступление власти на нашу религию, историю, традиции. Наших священников и национальных лидеров частично расстреляли, частично посадили. В 1937 году закрыли школы на ассирийском языке (только в Тбилиси их было три). Власти пытались наш древний алфавит заменить латинским. Во время Второй мировой войны тысячи ассирийцев воевали в рядах советской армии. Двум из них – Ладо Давыдову и Саргису Сархошеву – присвоено звание Героя Советского Союза. Ассирийцы сражались в рядах американской и английской армии, в партизанских отрядах Италии и Франции. В Месопотамии, как и в Первую мировую войну, были созданы отряды «Лави». Они воевали против пронацистского иракского правительства.
В 1947 году большая часть ассирийской общины, проживавшей в СССР, была выслана в Сибирь и Казахстан. По дороге и в первую же зиму погибло 25-30 процентов высланных. В 1954 году ассирийцам разрешили вернуться.
— Наверняка существуют ассирийские народные обычаи, песни, танцы, национальная кухня…
— Есть интересные свадебные обычаи. Жених и его друзья пытаются войти в дом невесты, но дверь придерживают ее родственники. Когда-то матери невесты нужно было заплатить за молоко, которым она вскормила дочь, — «Зуза д-халва д-ийма». (Человек, владеющий ивритом, легко поймет эту фразу – В.Х.) Сегодня ей дают подарок.
Новый год у нас приходит весной. В апреле 2001 года по ассирийскому календарю наступил 6749 год. Ассирийцы, как и все семиты, – веселые, жизнерадостные люди. Они любят петь и танцевать. Во всем мире ассирийцы танцуют национальный танец «Шейхани».
Самый древний сборник кулинарных рецептов был обнаружен американским ученым-ассирологом в библиотеке Йельского университета (США). Глиняные таблички с записью рецептов относятся к 1700 году до нашей эры. Кухня древних жителей Месопотамии была изысканной и разнообразной. Наши предки любили густые супы, тушенные блюда. Все это сдабривалось приправами. Супы чаше всего варились с крупами, пивом, молоком и кровью животных. В почете были лук и чеснок. Современные национальные блюда: «ариса», ее готовят на Рождество из петуха, пшеницы и масла, «бушала» – блюдо из простокваши и зелени, «мартоха» – сладкое блюдо (я пробовал – очень вкусно – В.Х.).
— Господин Адамов, расскажите коротко о себе.
— Мне 27 лет. Родился в Тбилиси. Моя мать родилась в ссылке, в Сибири. Я студент-семитолог Института стран Азии и Африки при АН Грузии. Очень хотел бы побывать в Израиле и выучить иврит (c 2006 года Давид Адамов — президент Ассирийского Национального Конгресса Грузии – В. Х.).
— Такой же вопрос я хочу задать и вам, господин Иванов. Кстати, откуда у вас, семита, славянская фамилия?
— У ассирийцев было два больших рода: Бен-Йонай и Бен-Йоханан. Всех их представителей царские и советские чиновники записывали Ивановыми. Я родился в 1954 году в Тбилиси. По профессии инженер-технолог. Хочу рассказать вам об одном казусе. В США меня познакомили с программистом Самуэлем Фоксом, религиозным евреем. Я начал говорить с ним на ломаном английском, но, к моему изумлению, он ответил на прекрасном ассирийском языке. Я пригласил его в Тбилиси. Он жил здесь месяц. Самуэль Фокс много лет изучает сложнейшие горские диалекты ассирийского языка.
— Я вижу в этой комнате флаг…
— Автор эскиза нашего флага – инженер Джордж Бит-Атанас. В 1968 году эскиз был представлен 3-му съезду Всемирного союза ассирийцев и принят в качестве национального флага. Он вместе с другими флагами развевается перед зданием штаб-квартиры Организации не представленных организаций и народов в Гааге. В центре флага – голубая звезда с золотым диском. Диск олицетворяет солнце («шемеш»). Волнистые полосы – синяя, белая и красная, расходящиеся от центра, обозначают три главные реки на родине ассирийцев – Тигр, Ефрат и Заб.
— Вы надеетесь увидеть независимое ассирийское государство?
— Мы мечтаем об этом…
— Герцль, предвестник нашего государства, сказал когда-то евреям: «Если захотите – это не будет сказкой».
P.S.
30 августа 2010 года в Москве скончался один из самых известных ассирийцев СССР, России и СНГ Михаил Юханович Садо — лингвист, семитолог, политический и общественный деятель. Он родился 9 июня 1934 года.. Его родители — ассирийцы, приехавшие в Россию из Турции. Дед Михаила Юхановича, священник Исхак Садо, был расстрелян в 1938 году во время массовых репрессий против ассирийцев в СССР. Отец дважды отбывал тюремные заключения — в 1938 и 1948 годах. Дипломная работа Михаила Юхановича Садо «Современные ассирийские диалекты СССР (Барвар, Альбак и Гавар)». В 1964 году он вместе со своими единомышленниками Огурцовым, Вагиным и Аверичкиным основал подпольную антикоммунистическую организацию «Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа». Был приговорен к 13 годам заключения строгого режима. Властями России до настоящего времени не реабилитирован. По возвращении из ссылки стал преподавателем классического иврита и арамейского языка в Санкт-Петербургской православной духовной академии, а затем и ее профессором. С 2003 года, по свидетельству Интернет-сайта Атраньюс, Михаил Садо стал самым популярным ассирийцем в СНГ и бессменно состоял в списке 10 лучших.
Владимир Ханелис, Бат-Ям