Перейти к содержимому
РОО «Национально-культурная автономия ассирийцев Республики Татарстан»

РОО «Национально-культурная автономия ассирийцев Республики Татарстан»

Основное меню
  • Портал
  • Главная
  • Об организации
    • Руководство
    • Структура
    • Документы
    • Контакты
  • Новости
  • Медиа
    • Видео
    • Фото
  • Гостевая
  • Главная
  • Новости
  • Стоил на Руси, как айфон: русский ассириец возрождает моду на кокошники

Стоил на Руси, как айфон: русский ассириец возрождает моду на кокошники

admin 12.07.2022

Мастер по жемчужному шитью Юханн Никадимус мечтает, чтобы исторический кокошник стал частью мировой моды. Дизайнер сам изготавливает красивые головные уборы — и обучает этому других. Об исконных традициях, луннике Манижи и тиарах Cartier для русских князей он рассказал в интервью РИА Новости.

— Вы создали первый кокошник в 2014-м. Как пришла идея заняться таким редким ремеслом?

— Этот элемент женского костюма меня всегда манил. В сувенирном магазине можно найти кокошники, которые совсем не похожи на то, что носили на самом деле. Меня заинтересовал конкретный предмет, и я сшил его — венец Архангельской губернии, похожий на снежинку. Но восемь лет назад у меня не было задачи возродить интерес или спасти культуру. Я просто занимался делом, которое меня увлекает.

— Кокошник придумали в России?

— Некоторые ученые утверждают, что он пришел из Византии. Другие пишут — судя по результатам раскопок, это древнерусское изобретение.

Думаю, люди повсюду сталкиваются с одними и теми же проявлениями природы, в том числе человеческой. Поэтому везде мы видим похожие вещи. Любая культура — смесь разных культур.

— Вы и сами представляете собой смесь культур…

— Да, папа ассириец, а мама русская. Родился в Казани, живу в Москве. Ассирийцы в начале ХХ века бежали от репрессий, Николай II предоставил им убежище. В итоге они расселились по планете.

— Кто-то из ваших предков надевал интересные головные уборы?

— Бабушка всегда носила две косы, оплетенные вокруг головы. И покрывала их платком. По старинному обычаю девушка ходила с одной косой и не скрывала волосы только до замужества.

Вообще, русские головные уборы можно разделить на две группы: девичьи и женские. Первые позволяют демонстрировать волосы, распущенные или заплетенные в косу, — это могут быть повязки и венцы разных видов, как мой первый кокошник «Снежинка».

В нашей стране много и локальных традиций, которые порой сильно отличаются друг от друга. Есть обычаи деревенские, городские или статусные, чтобы продемонстрировать положение.

— Кокошник с обложки сингла Манижи Russian Woman — тоже ваше творение. В нем же певица приехала на красную, точнее, бирюзовую дорожку Евровидения в 2021-м. Реакции на наряд были разные: кто-то говорил, что это сатанинский символ, кто-то участвовал в флешмобе в ее поддержку в соцсетях.

— Это лунник, кокошник Владимирской губернии, у него есть музейные прототипы XVIII-XIX века. Совершенно традиционный русский головной убор, похожих нет ни в одной культуре.

Такие кокошники носили по всему Поволжью и средней полосе России. Они бывали больше или меньше размером, их надевали горожанки в XVIII веке. Это типичный для того времени головной убор. Дорогой, как iPhone в наше время.

— В вашей коллекции есть кокошники, вдохновленные тиарами Cartier. Расскажите, почему это в первую очередь исконно русская история?

— В 2021-м проходила выставка «Cartier: продолжая историю», посвященная предметам из Эрмитажа. Одновременно состоялась закрытая презентация новой коллекции, туда же ювелирный дом привез тиары, созданные для русских князей и княгинь 100 лет назад. Но если в конце XIX века Cartier вдохновлялись русским орнаментом и кокошниками, то теперь решили сделать ровно наоборот. Пригласили меня, и я изготовил несколько головных уборов по старинным технологиям.

— В студии дизайна «Проектные мастерские» вы пытаетесь возродить интерес к традиционным ремеслам. Есть сейчас к этому интерес?

— Да. Как и во всем мире. Современные дизайнеры интересуются национальным костюмом, создают свои интерпретации. Надеюсь, станет больше мастеров, которые занимаются старинными техниками вышивки.

Самые известные — люневильский крючок или вышивка крестиком. Но они пришли в Россию из-за рубежа вместе с модой. Мне бы хотелось, чтобы люди больше знали про старинные местные техники, орнаментальные особенности. Это отличительная национальная черта, и это привлекательно для всего мира. Нам же интересно наблюдать за японской культурой, мы легко ее отличаем. Так должно быть с русской культурой.

— Вы практикуете жемчужное шитье. Как и когда оно появилось на Руси?

— Первые упоминания относят к IX веку. Больше нигде в мире нет этой техники. Вы можете встретить ее в некоторых европейских культурах, но такое высокое орнаментальное мастерство существовало только в России. Да и сам камень считали чисто русским: наша страна до второй половины XIX века была главным потребителем жемчуга в мире.

— Не боитесь конкуренции со стороны производственных технологий?

— Нет. Ручной труд всегда в цене. Когда появилась фотография, все боялись, что исчезнет живопись. Когда придумали телевизор, говорили, что театр умрет. Когда возникли стриминговые платформы, думали, что не станет кинотеатров. Когда создали электронные книги — пророчили смерть бумажным. Но ничего такого не случилось.

РИА Новости

Продолжить чтение

Назад: Вячеслав Никадимус примет участие в записи на телевидении
Далее: В Татарстане проживают 45 ассирийцев

 

bn-of-rt bn-uslugi bn-ufms bn-anrussia bn-prch
 ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
© РОО «Ассамблея народов Татарстана» Тел.: 8 (843) 237-97-99 E-mail: an-tatarstan@yandex.ru
ГБУ «Дом Дружбы народов Татарстана» Тел.: 8 (843) 237-97-90 E-mail: mk.ddn@tatar.ru
420107, г. Казань, ул. Павлюхина, д. 57